О НИХ

УГРОЗА

Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
СВЕРНУТЬ, 1986
Когда у меня появилась идея этого плаката, я уже не «забивал себе голову» мыслями о том, не слишком ли она проста даже для художника-любителя или почему ее никто из профессионалов не «подцепил» за это время.

Ведь если посмотреть на мои плакаты первой половины восьмидесятых годов прошлого века, они все очень просты, и не только в силу слабости полиграфической базы.

Это были именно те идеи для плакатов, которые интересовали людей и подчинялись одному из моих основных творческих принципов – другие должны видеть, а не смотреть.

Хотя говорят, что художественно-содержательная сторона моих плакатов была ниже достоинства профессиональных плакатистов. По крайней мере, так мне однажды разъяснили... Не знаю, может быть.

Но что интересно – смотрю я сегодня на эту простоту и ловлю себя на мысли, что достаточно малого изменения, и плакат снова становится актуальным...
More products
ПАМЯТЬ ТРЕБУЕТ МИРА, 1983
Никто среди различных столичных элит мои работы не рекламировал или, как сейчас говорят, не лоббировал...

Но однажды со мной произошел необычный случай. Центральный музей революции СССР, готовивший передвижную международную антивоенную выставку, предложил мне передать им на постоянное хранение несколько моих плакатов. Это абсолютно поставило меня в тупик – необходимо было сделать оригиналы так, как это было принято в жанре.

В итоге я с этим справился, хотя у меня никогда не было необходимости делать оригиналы плакатов в цвете. Обычно мне хватало минимума: карандаша, ученической ручки с пером из моего детства, флакончика туши и листов хорошего ватмана, достать который было немалой проблемой. Да большего для той простой печати, которую я использовал, было и не нужно...

А то, что уже видели все, это была работа замечательного коллектива ниверситетского ротапринта, который выжимал все возможное из своей техники. Но в чем еще для меня была ценность того «спартанского» положения, в котором я оказался, так это в том, что одна простота потянула за собой другую – малый формат печатного листа и ограниченность цвета научили мыслить сверхлаконично во всех составляющих плаката.

Среди множества работ выбрать всего лишь семь плакатов не представляло особой сложности. Но из-за того что выставка должна была стартовать в Японии, выбор пал на этот плакат. Чем же все это закончилось, где и когда были экспонированы мои плакаты, я не знаю.
ПОМНИТЕ, 1986
В заключительной главе Второй Мировой войны наши англосаксонские союзники, на мой взгляд, может быть из зависти или от чувства страха перед очевидной мощью и достижениями варварской страны СССР, в своей цивилизованной мести за успехи других опустились до преступлений, которым даже антигитлеровская война не может быть оправданием.

Нас все время заставляют каяться за нашу историю...

И мы каемся, каемся, каемся... Они же ничем подобным не озабочены, кроме своего высокомерного величия.

Плакат печатался дважды, и в обоих случаях меня не устраивало то, как получалась окалина от ядерного взрыва на флаге Японии.

Но лучшего от доступной полиграфии добиться не удавалось... Этот элемент, конечно, играл важную роль, но он не был центральным.

Основой плаката стала документальная фотография.

Сейчас уже трудно припомнить, где я нашел этот снимок.

Но та бессмысленная жестокость, то цинично совершенное ядерное зло в Японии для меня вычеркивает США из антигитлеровской коалиции...
More products
ПРОПУСК В РАЙ, 1993
Идея плаката проста донельзя – за все приходится платить.

Вопрос за что, и цены.

Могут ли возникать у психически здоровых людей иллюзии? И да, и нет. Хотелось бы только, чтобы в сознании у них, особенно у решившихся попробовать свои силы в «лакомых» заграницах, присутствовало ясное понимание того, что пресловутая свобода у каждого государства своя и, как правило, абсолютно не совпадает с твоими фантазиями...

И что за нее приходится платить... своей свободой. Ведь ты не сможешь протащиться в «чужой монастырь со своим уставом». Скорее будет то, что придется расстаться с иллюзиями, но ради психологического комфорта ты останешься в их плену, неосознанно отождествляя с ними окружающий мир...

Наверное, самая страшная слепота, это когда человек верит только в то, во что хочет верить... Вообще, на мой взгляд, демократия тем и отличается от якобы нашего тоталитаризма, что раздувает величину прав, не сильно афишируя тоталитарные масштабы обязанностей, закрепленных многотомьем законов, к которым еще добавляется тьма условностей...

И в итоге – «где твои крылья, которые нравились мне».
ЧТО ТЫ ОСТАВИШЬ ПОТОМКАМ, 1983
Как в мое время рассказывали в школе на уроке истории, на найденном затонувшем античном корабле сохранились амфоры с зерном, которое оказалось в хорошем состоянии...

Так из моих школьных воспоминаний и появилась идея этого антивоенного плаката, одного из первых, вслед за которым за время работы в Интернеделе НГУ я сделал еще несколько десятков плакатов на тему «войны и мира». К сожалению, эта тема не какое-то маленькое частное дело...

И чем же мы-то можем похвастаться перед будущим...

Я думаю, что если сравнить те случаи, когда разногласия или чьи-то амбиции разрешались не политическим, а военным путем, то к стыду для цивилизации «человеков разумных», несмотря на Леонардо да Винчи, Баха, Эйнштейна, Гагарина..., часть из нас, независимо от веры или идеологии, а частенько и благодаря им, с каким-то не «животным» удовольствием любит уничтожать себе подобных и все, что движется, убивать просто забавы ради...
More products
О НАС
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НИХ
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПОКЛОНЕНИЕ
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ФАШИЗМ
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НЕНАВИСТЬ
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda