О НИХ
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ПОРОЖДАЕТ ХИЩНИКА, 1996
Идея плаката крайне стара, и в свое время я ее рассматривал скорее как некоторое футурологическое предположение, поэтому никогда и не использовал.

К чему зазря говорить о том, чего нет, манией преследования я никогда не страдал... Но последние события сделали предположение действительностью.

И, видимо, это только начало... Военно-политический блок НАТО, наверное, возник не столько для защиты Европы и Америки от советского влияния, сколько от страха элиты дюжины стран, включая не только европейские, потерять свое влияние-давление на всех остальных, особенно на нестойких национальным духом... Но мне кажется, и то, и другое – всего лишь предлог.

А цель банальна. Чтобы смогла существовать экономика «золотого миллиарда», нужен «воздух», а для него это ресурсы, рынки и дешевая рабочая сила... И рано или поздно, но блок должен был почувствовать вкус крови... и по-настоящему стать хищником.

Особенно когда безнаказанность главного потребителя «воздуха», США, так заразительна, что никакие тормоза великой европейской культуры, хоть убей, но не действуют...
ГОЛОД НИЩЕТА РЕПРЕССИИ, 1985
Когда я вспоминаю о происхождении информации, послужившей созданию идеи этого плаката, то на ум приходит только один источник, газета «Правда», опубликовавшая резюме международных исследователей – «Каждого десятого, родившегося в «Международный год ребенка ООН», уже нет в живых. Причина – голод, нищета, репрессии...».

Это та самая газета, которая стала символом советской пропаганды. Той самой пропаганды, которая по искреннему убеждению самой прогрессивной части нашей интеллигенции, «жуткой и всеподавляющей», «вездесущей», как Фигаро... и абсолютно «замучившей» наш бедный советский народ. Но такое ощущение, что замученный народ об этом даже и не догадывался, а «по барабану...». Нет, я понимаю, наша интеллектуальная элита производила пропаганду такую, что сама же от нее и впадала в истерику...

А что мешало делать ее в соответствии с классическим определением? Хотя, впрочем, у всех идеологических слов-символов, для всех народов и для каждого отдельного «сапиенса» есть свое понятийное и эмоциональное состояние.

Для одних пропаганда – это распространение правды, а для других это ложь, и только ложь.

Работая в Интернеделе НГУ, я придерживался приемов не пропаганды, а, как мне тогда казалось, более современной, соответствующей духу времени, политической рекламы.

А что же изменилось за тридцать с лишним лет в 2015 с темой этого плаката? ЮНИСЕФ – 1400000 детей ждет неминуемая голодная смерть.
More products
ЧИЛИ 1973, 1981
Несмотря на все предыдущие попытки, этот плакат нужно считать первым, который я сделал уже как плакатист. Он стал для меня своего рода эталоном, что и как делать...

К моменту его создания мне уже удалось накопить не только некоторый профессиональный опыт, но и научиться максимально использовать возможности имеющейся полиграфии. И сформулировать основы собственного стиля, отличного от других, прежде всего использованием в социальном плакате техник «мягкой» рекламы, характерной чертой которой является не неприкрытое давление, а прежде всего вовлечение в размышление, в результате которого должно произойти ожидаемое осмысленное действие...

Совершенно естественно, что таким плакатам, чтобы расшевелить мозги, необходимо обязательное присутствие в них метафор, иносказаний, ассоциаций... И связанный с этим вопрос, возникший передо мной, звучал крайне просто: а надолго ли хватит идей работать в таком ключе... Но молодость хороша не столько своей революционностью, сколько абсолютно нелогичной уверенностью в своих силах...

Вот так я и ввязался в это дело. Еще заодно решив и вопрос, как сделать так, чтобы все плакаты к ежегодной Интернеделе НГУ были плюс-минус, но одного качественного уровня. Это оказалось довольно-таки просто из-за моей непрофессиональности и редыдущего разнообразного жизненного опыта. Мне было легче крутить идеи плакатов в голове до тех пор, пока они не приобретали качественную однородность и ясность всех изобразительных еталей, чем изводить скудность моих художнических материалов в неопределенном количестве набросков...

Среди тех, кто работал в мое время, самым близким мне по профессиональному духу был замечательный советский плакатист, фронтовик Евгений Каждан.

Наша недолгая дружба (он слишком рано ушел из жизни), помимо просто человеческих отношений, придала мне уверенности в том, что и как я делаю в плакате...
ЛУНА МАРС ЛИВАН, 1984
Трудно представить всю глубину безумия происходящего на Ближнем Востоке. Мало ему своих проблем, переходящих из века в век.

А тут еще, обалдев от запаха нефти и газа, к ним постоянно лезут уже привыкшие хорошо жить сытые потребители из цивилизованного мира... Поживиться... У них ведь экономика устроена проще, чем мутят. Нет сырьевых ресурсов, нет рынков сбыта – нет потребления, и всю их экономику с ее апологетами-светилами трясет в панике...

Да уж... рыночный капитализм без войн и конфликтов никак. Среди плакатов, за создание которых мне была присуждена премия Ленинского комсомола, антивоенная тема оказалась основной. Если просто жить, то в принципе не очень-то или совсем незаметно то, что происходит в окружающем мире. Где войны, где конфликты, большие или малые...

Обычно, если не затрагивает лично, то никто и не замечает. Но для кого-то там ежеминутный выбор между жизнью и смертью стал страшной обыденной реальностью. Причем не за смыслы своей незатейливой жизни, а во благо пресыщенных самозваных «гегемонов»...

Такой «цивилизованный» мир которых, чтобы скоротать свободное время за чашкой кофе, глазеет в «ящике» на прямую трансляцию чужого горя...
More products
О НАС
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НИХ
ПОКЛОНЕНИЕ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ФАШИЗМ
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
УГРОЗА
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НЕНАВИСТЬ
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda