О НИХ

НЕНАВИСТЬ

Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
ДОМ КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЯДЯ СЭМ, 1984
Идея плаката, кто не в курсе, построена на немного осовремененной «дядей Сэмом» строчке из английской народной детской сказки-стихотворения. Только та, с наивным смыслом, как бы считалочка, к этому плакату не имеет никакого отношения.

В основе же идеи плаката – это те сотни американских военных баз и ограниченных контингентов, которые, обслуживая высокомерие мирового гегемона, США, перекосячивают все хрупкое равновесие мира...

Знатоки говорят, что тоталитаризм – это форма взаимоотношения общества и власти. При которой власть берет под абсолютный контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни отдельного человека. И проявление оппозиции этому в любой форме жестоко и беспощадно подавляется или пресекается властью.

А разве из этого не получается, что мы живем сегодня в тоталитарной цивилизации, под властью США, опутавших весь мир военными базами-полицаями... Ну а мы, будь то СССР или, как сегодня, Россия, и есть та самая оппозиция... Говорят, не сегодня-завтра к нам прилетят инопланетяне... И что они увидят, спокойно преодолев десятки и сотни световых лет.

Наши успехи в научно-технологическом прогрессе для них будут как для нас ископаемые булыжники, выдаваемые нашим воображением за результат интеллектуального труда далеких предков, а наше социальное совершенство, либеральную демократию, сочтут за одну из форм первобытного варварства... Наверное, это наивно, но мне кажется, что пока мы не займемся социальным прогрессом и не достигнем хоть каких-то высот, достойных вселенной, нас никто не будет замечать и будут обходить стороной...

Пока мы на уровне тоталитаризма, не стоит ожидать того, что с нами будут разговаривать...
ПЛОДЫ ВОЕННОЙ ИСТЕРИИ, 1984
Я пришел в искусство через «заднюю дверь», потому и работал так, как мне было удобно, а не так, как правильно... Например, я никогда не делал зарисовок, не прорабатывал каких-то деталей и тому подобное...

Мне проще было все крутить в голове до тех пор, пока я ясно не видел окончательный вариант плаката. Редко, но иногда, чтобы не забыть пришедшую в голову мысль, я на попавшемся клочке бумаги, обычно на пачке сигарет, записывал название и основную ассоциацию, а предположительную картинку отправлял на хранение в память, до тех пор пока была в этом необходимость.

Мне так было удобнее. Этот странный метод позволял мне в течение долгого времени крутить десятки идей плакатов в одном пространстве, что позволяло в итоге выводить все работы более-менее на один качественный художественный уровень... Этот плакат – как бы подведение черты под завершающийся ХХ век. Уже во времена «перестройки», когда стало нормой измываться над миром нашей души, и появилась эта идея – использовать сердце в качестве символа нашего духовного мира. Но для серии «Настанет день», построенной на этом символе, удалось создать только несколько плакатов...

Среди первых работ серии был и этот плакат. В основе его идеи было размышление о том, что как-то тихонько, на рубеже двух веков, в большинстве случаев незаметно для окружающих, наука и технология защитили нас от вольностей природы, высвободив активные силы, казалось бы, для понимания нашего места в ней... Но на сцену, во всей красе добра и зла, вышел «царь природы», который от избытка высвободившейся энергии, не найдя ничего лучшего, затеял охоту на себе подобных и на окружающий мир...

Вседозволенность и высокомерие всегда заканчиваются страшными последствиями для всех.
More products
ВОЕННООБЯЗАННЫЙ ВЕК, 1988
Это один из немногих плакатов, который мне так и не удалось довести в свое время до ума...

Как ни крути, а простая полиграфия все-таки серьезно ограничивала возможности работы в пределах гаммы одного цвета. И даже через растр невозможно было добиться более-менее качественной «гризайли», на которой и было построено изображение в этом плакате.

Хотелось в нем убрать цвет из всего изображаемого пространства, оставив его только на ключевом символе. Мне нужно было посмотреть, как это работает, как это воспринимается другими, прежде чем использовать в будущих работах...

Со временем, когда у меня скопилось некоторое количество таких «невозможностей», я серьезно задумался о создании полноцветных оригиналов и стал потихоньку накапливать материалы и инструменты... Но время наступило настолько мутное, что стало не до искусства, надо было думать о хлебе насущном, «перестраиваться».

И я, едва начав, вынужден был забросить все до лучших времен, на пару десятков лет...

Еще вот что, пожалуй, связано с этим плакатом, с него я начал более осмысленно пробовать отображать не просто факты, а некоторые человеческие истории, с ними связанные, интуинтивно внося в сюжет своего рода оттенки литературных ассоциаций...
More products
О НАС
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НИХ
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПОКЛОНЕНИЕ
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ФАШИЗМ
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
УГРОЗА
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda