О НАС
КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ?
Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК,
1988
Такого прессинга, как художественный совет или цензура, у меня не было. Все-таки надо представлять то, насколько в советское время новосибирский Академгородок отличался от других своей демократичностью и свойственной науке открытостью к творчеству... Наверное, поэтому и утверждение моих плакатов «в печать, в свет» занимало ровно столько времени, сколько требовалось для того, чтобы расписаться и поставить печать.

Но поверьте на слово, это происходило не бездумно, люди-то вокруг меня были с острым и быстрым умом. Вообще-то, творчеству трудно бежать вперед «на коротком поводке», когда «хозяин» постоянно одергивает. Но ведь будет неправ и тот, кто решит, что вседозволенность для искусства как воздух... Это не так, как бы кому этого ни хотелось. Надеяться на высокую культуру и неангажированность художника временем.

Вообще ерунда какая-то...

Нужны внутренние нравственные тормоза. Без них никак. Иначе моральные связи между поколениями исчезнут. А уж затрагивая нечто историческое, эту тонкую материю, с ней-то еще и опасно, если только грязью или только ладаном. Одно вкрапляется в другое, как в замутненном бриллианте, и трудно найти тот кусочек кристальной чистоты, который можно огранить и достойно оправить... Но будет ли этот малый, выгодный для кого-то кристаллик правдой? Ценен-то весь неприглядный булыжник истории. А глыбу нести тяжелее... Очень все непросто.

Свобода творчества, конечно, звучит сладко, но без мудрости здравого смысла она превращается в свою противоположность. А вообще, способны ли мы прийти к согласию о том, что же было накануне...
ПРОЛЕТАРИАТУ НУЖНА ПРАВДА, 1988
Правда об этом конкретном отрезке советского периода в истории нашего государства, когда лидером был Сталин, дело историков. Да не абы каких, не только способных понять и проанализировать умом прошедшие события, а способных проникнуть душой именно в то, минувшее время, вжившись и прочувствовав его. Без ангажированности и выгоды для себя. Если только это возможно.

Может, меньше тогда будет домыслов-вымыслов. Честно говоря, я и не думал принимать в этой теме какое-то участие, в силу невладения достаточной информацией. И потом как ни крути, но с высот нашего будущего мы можем только на примитивном уровне шагнуть в прошлое... Да мой плакат и не об этом прошлом времени. Он о необходимости понимания роли личности. Из реально существующей точки правды, а не эмоций. О ее, личности, влиянии на большое и малое и о влиянии этих величин на нее. Не знаю, как где, а у нас точно, не человек, а личность «стоит во главе угла», и мы под ее влиянием становимся тем, кем становимся...

Мы просто не задумываемся или с выгодой для себя лукавим, не замечая всех а-ля сталиных, а-ля брежневых,... на наших необъятных просторах. Появление этого плаката было связано еще и с тем, что во время «перестройки» понимание правды было подменено в очередной раз покаянием за все в целом и по отдельности. Сначала кайтесь, а правда может быть потом, какой-то юридический «шиворот-навыворот»... И это достало.

Вместо достижения согласия, «гласность» разворошила осиное гнездо, и его причастники самозабвенно бросились жалить нашу историю и нас в ней, оставив за собой право на истину и неприкосновенность... Потому и идея плаката строится на знаке вопроса, где в его точке может оказаться каждый...
More products
ЗАБЫТЫЙ МИР, 1985
Плакат не является манифестом против этих фирм, мечта о товарах и услугах которых для большинства людей представляется как верх блаженства и совершенства благополучия...

Речь несколько о другом... О мире, в котором мы живем, и о доведенном до автоматизма расточительном потреблении его. Ведь «культурка-мультурка», прессингуя наше сознание через воспитание и образование, рекламу и пропаганду, фактически подвергает нас психологическим репрессиям во имя потребления, без которого, как выясняется, экономика капитализма не может существовать... Я не призываю к аскетизму или к нищете во имя духовного богатства, это все-таки не для слабонервных, да и бесполезно...

Я просто пытаюсь на бытовом уровне обратиться к здравому смыслу тех, кому доведется столкнуться с этим плакатом... Конечно, я мог бы, создавая оригинал плаката, расстараться и в стиле Пинк Флойд бросить пару-тройку кирпичей перед разрушенной стеной для большей убедительности действия... Но мое терпение по созданию мелких деталей уже закончилось на двенадцатом кирпиче, и дальнейшее происходило на «автопилоте»...

Так что я пренебрег мнением тонких ценителей и оставил композицию такой, какой она была в опубликованном варианте.
КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ, 1989
С этого плаката начиналась так и не реализованная мной серия «Настанет День». И основным символом, вокруг которого разворачивались события в ней, был духовный мир простого человека или, как еще говорят, душа.

Но не субстанция в каком-то эфемерно-философском понимании, а приземленная, будничная реальность...

Забавное продолжение получило развитие этой серии уже в 90-х годах, когда ко мне обратилась команда одного бизнесмена с предложением посодействовать его продвижению в политику. Итог для меня был плачевный.

Из полутора десятков плакатов не рискнули напечатать ни одного, хотя для того времени они были более-менее сдержанные в социальном отношении. Да, критическими, но никак не конфликтными...

На своих и чужих ошибках ведь учатся. Правда не все, есть любители «вставать на одни и те же грабли».

Если кто-то на выборах кричит, что все дураки, то тем самым загоняет себя, такого умного, в тупик политического небытия...
More products
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, 1987
То, что «незаменимых у нас нет», началось не в России. Так решили французы. Им виднее, что там у них за «бардак», то ли гильотина стала простаивать, то ли построение великой европейской культуры стало давать сбои...

Так или иначе, но фразу подхватили американцы и приспособили к борьбе за высшую власть... Чем-чем, а умением из малого сделать хороший бизнес или капитал, американцы славятся и поныне. Но речь в плакате о нашем исконном, подчас горемычном, «маленьком человеке»... о котором так часто в советское время говорил нынче немодный «социалистический реализм».

Ведь было же и что-то хорошее в нашем «неправильном» социалистическом прошлом. В капиталистическом же искусстве, как правило, остается в истории только тот, у кого есть на это деньги, да еще великий «маленький человек» Чарли Чаплин...

Относительно времени и пространства мы все не то что..., а так, суета сует...

Идея плаката всего лишь предостережение власть предержащим о том, что, бросив человека на произвол судьбы, можно остановить часы истории государства.

А вот то, что осталось за пределами сюжета, можно было бы свести к одной простой мысли – чем меньше внимания «маленькому человеку», тем больше оскотиниваются все остальные...

More products
ХОДЯТ СЛУХИ ТУТ И ТАМ, 1987
Сделав плакат «Осторожно реклама!», я решил «позаботиться» и о пропаганде... О тех одеждах, в которых она предстает перед нами.

С одной простой, как и в рекламе, целью – поманипулировать нашим сознанием. Опираясь то на чувство страха, то на чувство вины, то на иное необходимое для этого чувство.

Подчинять и контролировать, не более. Иногда раскрывая, а иногда подменяя суть окружающего нас мира...

При этом в пропаганде можно уличить любого – и партийца, и ученого, и эстета, и солдата, и... Дело только в том, под какими оттенками цвета они выступают, под белыми или черными, или желтыми...

Перестройка удивительная недоделка. Которая, однако, уродила на свет тьму мифов, россказней, этаких мух, устремившихся в слоны... Наступило время безудержных «геббельсовских» фантазий, из уха в ухо, разрастаясь до невиданных размеров, до небылиц, вдавливаемых в сознание некрепких духом. И обратно.

Превращая по-настоящему большое в ископаемое ничто, останки которого в будущем, может быть, кто-нибудь раскопает под завалами демагогии и интеллектуальных испражнений русофобов и советофобов...
More products
О НИХ
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НАС
ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение...

С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов».

Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НАША ПОБЕДА
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПЕРЕСТРОЙКА
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПОБЕДЫ И ВЫЗОВЫ
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda