О НАС
ДОСТИЖЕНИЯ и ВЫЗОВЫ
Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
Я ГОЛОСУЮ ЗА МИР, 1985
Плакат настолько прост, что непонятно, почему никто не воспользовался этой идеей. С антивоенным плакатом в Советском Союзе вообще происходила, на мой взгляд, очень странная история.

За пределами международного конкурса «Плакат в борьбе за мир», в нашей повседневной жизни, антивоенных лозунгов в СМИ было несравнимо больше, чем собственно плакатов.

Куда они исчезали после раздачи призов – это загадка. Да в принципе и не могло всего лишь одно издательство, специализирующееся на выпуске плакатов, обеспечить всех и всем.

Хотя по идее должно было бы. А «на местах» и власти, и художническая богема то ли спала, то ли дремала... Но, правды ради, плакатное ремесло не было доходным делом ни в плане материальном, ни в плане моральном... Отсюда и отсутствие интереса к плакату в послевоенное время у одних, и в итоге недостаток знаний о том, а что же это такое – плакат, у других.

Хотя театральный плакат, конечно же, был, но за малым исключением, он обычно носил чисто информационный характер и был по сути шрифтовым, а не сюжетным.
ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ, 1990
К 40-летию первого полета человека в космос, страну, открывшую для человечества двери в мир будущего, это уже не интересовало.

Нужно ли было создавать этот плакат, когда она, запрыгнув на жаровню капитализма, крутилась «как уж»..., не уверен.

Все мы в это время, не столько живя, сколько выживая, вертелись как могли... Но хотелось вспомнить в этой атмосфере что-то хорошее, просто для себя.

Я не ставил целью привлечь внимание к юбилею... Это в память о детстве, том самом, когда Новый год в школе собирал вокруг елки космонавтов, роботов и пару-тройку каких-нибудь зверюшек... И все были счастливы.

Плакат в конечном итоге так и не удалось закончить, но его идея застряла в голове до лучших времен. Из двух его вариантов я выбрал для создания оригинала тот, в котором нет автографа Юрия Гагарина на звездном небе. Конечно, очень хотелось бы подчеркнуть, кто именно был этим первым космонавтом, но, честно говоря, я сильно сомневался в правильности этого.

Думаю, он был скромнее.
Да и мы, надеюсь, несмотря на то что ведем себя как исторические свинтусы, не забудем в будущем его имя.
More products
ЗАРАЗНОЕ КИНО, 1984
Сказать, что в советском искусстве обнаженное женское тело было под запретом, это сказать глупость. То, что наш неидеальный мир хочется хоть немного сделать красивее, добрее... Это уже не глупость.

Но в этом и нет большой заслуги художника, это его духовная суть, потребность, иначе он не художник, а ремесленник...

И чтобы помочь ему в поисках прекрасного, «альфой и омегой» искусства у всех народов и во все времена стала любовь и загадочное очарование женского тела. Но мне пришлось не приумножать прекрасное, а рассказать о том, что же превращает его в нечто противоположное, первобытно низменное...


К сожалению, захватив визуальный мир человека, кинематограф, став частью нашей жизни, стал и одним из основных пропагандистов... навязывая свое видение жизни и связанное с ней поведение и ценности.

Сегодня к нему добавился еще и интернет. Одно изображение стоит миллиона слов. Это правда.

Этот плакат – предупреждение, обращение к здравому смыслу нравственности...
More products
КАК ВЫ К НАМ ТАК И МЫ К ВАМ, 1995
Надеюсь, идея этого плаката лежит за пределами нашей страны. Она о «воздухе», которым дышат «рыночные отношения».

Как сказал великий перс Омар Хайям тысячелетие назад – «Все покупается и продается, и жизнь откровенно над нами смеется. Мы негодуем, мы возмущаемся, но продаемся и покупаемся». А что изменилось?

Одни, создавая в людях чувство вины и страха, повышают этим в себе чувство властности. Другие же, кто как, пытаются этому сопротивляться, отвоевывая себе, если и не место под солнцем, так хотя бы какие-то блага... Охотники и жертвы...

Говорят, что зверь постепенно становится умнее охотника, потому что рискует больше. Сложная и многообразная штука жизнь.

До того непредсказуемая, что никто вам не сможет сказать, как нужно жить...

Поживем – увидим, как будут складываться рыночные отношения, в отсутствие такого раздражителя, как Советский Союз...

Этого всего в плакате, конечно же, нет, он гораздо прозаичнее, и всего лишь один из оттенков сосуществования, но как-то так я думал, работая над его сюжетом.
More products
ПОПАДЕШЬ ПРОПАДЕШЬ, 1985
Однажды во времена «перестройки» ко мне обратился один из активистов академгородковского общества трезвости с просьбой сделать несколько плакатов для борьбы с алкоголизмом.

Он познакомил меня с чьим-то заговором, уже не помню чьим, против нашего народа. Это было при взгляде на хорошо попившего в жизни активиста грустно и комично. Но я не согласился.

Несмотря на политическую ангажированность темы. Не люблю давление заказа сверху. Позднее, уже за пределами всяческих компаний за... и непримиримой борьбы против..., я сделал три плаката.

И некоторую пользу для себя из этой темы все же извлек. У меня появилась идея использовать «сердце» как духовный мир человека... Этот плакат скорее всего первый, в котором я попытался использовать символ сердца с этим ассоциативным значением.

В плакате человек забрасывает свою душу, как в баскетболе, в рюмку, только «победа» для него оборачивается поражением.

Но, если честно об этой теме, то я так и не смог, как бы сказал артист, толком вжиться в образ... Все не удовлетворяло. Получалось как-то уж очень по-пропагандистски...

Эта работа была, на мой взгляд, лучшей из тех трех.
НЕ СПЕШИ, 1984
Интернеделя НГУ состояла не только из молодежных действий, которые были ей интересны, но и из-за моих плакатов превращалась еще и в небольшую экспозицию событий последнего года и проблем, попавших мне на глаза...

Особой заслуги своей в этом не вижу. Не было бы меня, был бы кто-нибудь другой или вообще обошлись бы без плакатов.

Выбор того, о чем сказать, а о чем нет, был полностью за мной. Никто никогда даже и не пытался руководить моими мыслями, а уж тем более, водить моей рукой.

Мне был предоставлен абсолютный «карт-бланш» и на самообразование, и на самореализацию.

Вот вам и «тоталитарный режим», «империя зла»...

Если у меня возникали какие-то сюжеты для чисто социальных плакатов на темы острой озабоченности «верхов» – хорошо, если нет – то и ничего. Но плакаты никогда не были привязаны к массовым государственным акциям...
More products
ПРЯЧЬТЕ СПИЧКИ ОТ ДЕТЕЙ, 1984
Иногда приходится проявлять невероятное занудство по отношению к себе, стараясь добиться необходимого «звучания» всех деталей плаката.

Наверное, в этом и кроется некоторая творческая неудовлетворенность у профессиональных художников. У кого как, по-разному... Мне же, не обученному внутренним и внешним мукам творчества, было существенно проще сосуществовать со своим творческим миром.

И самое раздражающее меня – это даже не столько сомнения в правильности выбранной гармонии, сколько «ослиный выбор меж двух стогов». И так практически с большинством плакатов, когда одно графическое решение содержало в себе возможность для нескольких тем, каждая из которых зависела от простого изменения всего лишь какой-то малой детали...

Например, как с идеей этого плаката, в котором один небольшой элемент полностью изменял смысл и направленность содержания...

В опубликованном варианте плаката отсутствовала в спичечном коробке «ракета», по той причине, что в этот год уже было сделано мной несколько плакатов на антивоенную тему. И я выбрал профилактическое, противопожарное содержание...

Но вот оригинал плаката создан так, как изначально и задумывался.
More products
О НИХ
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НАС
ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение...

С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов».

Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ?
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НАША ПОБЕДА
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПЕРЕСТРОЙКА
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda