О НИХ
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ, 1984
За все время работы в плакате антивоенная тема была у меня самой многочисленной.

Я пытался максимально с разных точек и под разными углами показать все безумие милитаризма ХХ века, его жестокость и безразличие к человеческой жизни... Конечно, сейчас другой век, но невозможно сказать, что он стал гуманнее предыдущего.

Говорят, что война создает жизненно необходимые технологии для нашей цивилизации. Может быть, это и так. Не уверен. Только ведь в основе войн перво-наперво, на мой взгляд, лежат просто религия, идеология, ресурсы, а сейчас еще и рынки сбыта товаров и услуг – у войн всегда какие-то внутренние меркантильные интересы, иногда именуемые загадочным словом «геополитика».

Была у нас возможность, когда человек вышел в космос, обзавестись иной, более мирной целью, озаботиться будущностью цивилизации, но увы, профукали...

Этот плакат печатался неоднократно, наверное, больше всех и, мне кажется, еще не скоро утратит свою актуальность, несмотря на то что ассоциативно он более понятен русскому миру.

И последнее, чтобы что-то не осталось непонятым, в плакате использован один из основных символов герба США – белоголовый орлан как символ войны.
КОНТУРЫ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИАЛИЗМА, 1982
Среди первых плакатов этот стоит несколько особняком... Потому что речь в нем идет не об отдельной стране или событии, а о судьбе целого континента...

О чем я думал, работая над плакатом, по каким закоулкам информации и эмоций брела мысль в поисках более объективной интерпретации моего субъективного суждения – это, может быть, станет примером того, что остается на совести художника, за пределами изображения...

Например, как в этом плакате – «Говорят, что в Африке находятся истоки человечества, частью которого, естественно, являемся и мы. Той частью, в основу которой издревле была заложена наша основная эволюционная черта, наш движитель – справедливость, приверженность к которой на протяжении всей истории и не дает нам возможности тихо-мирно жить-поживать да добра наживать...

Но вот есть еще и другая часть нашей цивилизации, отличающаяся просто какими-то, мягко говоря, антигуманными наклонностями, которые больше всего проявились в отношении к африканским народам, – рабство, колониализм и прочее, и прочее... Что стоит за этим – религия, политика, экономика или просто высокомерие «высших» евросуществ, «изнасиловавших» целый континент и не один народ в остальном мире...».

Но это все эмоционально-информационный фон для поиска идеи плаката. А вот что и как можно об этом рассказать – это уже из области творческих дарований того или иного художника.

У меня получилось так, как вы видите. Искусство же не наука, в его основе лежит тонкая нервная материя и потому из одних и тех же фактов могут и должны появляться разные произведения, а иногда даже с противоположными знаками...
More products
В КАЖДОЙ БОЧКЕ ЗАТЫЧКА, 1995
Удивительны амбиции и высокомерие «британского льва», старающегося даже в маленькую щель просунуть свой самый цивилизованный в мире хвост.

Остальной мир англичане, на мой взгляд, воспринимают как то, что можно использовать себе во благо, либо просто списать со счетов за ненадобностью, в зависимости от желаний... Такое ощущение, что они настолько убеждены в собственном превосходстве перед всеми прочими народами мира, что думают, что с этим «научным фактом» втайне согласны и «все прочие»...

Я не такой тонкий знаток истории, но у меня ощущение, что англичане почему-то считают, что все лучшее в нашем мире они создали или улучшили, особенно всевозможные правила и условности.

Если это так, то тогда они родина двойных стандартов – призывающая других исполнять то, на что самим плевать, если это им выгодно...

Никакого надменного превосходства, только Англия превыше всего...
More products
ГРЕНАДА, 1984
То, что делают американцы в странах, которые по слабости своей ничем не могут защитить себя от их самой большой в мире военной машины – что это, если не терроризм...

Причем с какой-то запредельной жестокостью, свойственной мрачной первобытности...

То несут нежелающим этого какую-то свою великую демократию, то отстаивают какие-то свои национальные, опять же великие интересы... Причем все это как-то мутно с точки зрения цивилизованного права, которое обычно подменяется ими сфальсифицированным поводом или провокацией... Все, как в обычной жизни – стоит только дать слабину, стоит только появиться намеку на холопство, как тут же вылезает держиморда с компанией...

Под царями, гегемонами и прочими «однополярными» властителями подвластный мир особенно остро чувствует справедливость-несправедливость и все их оттенки...

Говорят, что терроризм – это естественное состояние для тоталитарного государства или имперского мышления. Так что же есть не последняя в мире страна США? Если не жевать восторженные сопли...

Если критично... Это же очень важно понять для будущности человечества...

МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, 1984
Ежегодно я подготавливал к печати в рамках Интернедели НГУ около тридцати плакатов, иногда их было больше, а иногда меньше. Но в реальности все обстояло несколько иначе.

Обычно идей, которые могли бы стать плакатами, было гораздо больше, где-то немногим более сотни – ведь, к сожалению, соперничество за наши души между «добром» и «злом» никуда не делось и их борьба создает массу сюжетов для осмысления...

Выбор же тех или иных идей для плакатов с их последующей печатью зависел прежде всего от возможностей печатников и моих постоянно развивающихся навыков самоучки. Надо все-таки учитывать, что систематического профессионального образования я не имел и какие-то творческие моменты вызывали у меня определенные трудности, на разрешение которых иногда просто не хватало опыта и времени...

И та ежегодная серия плакатов при других обстоятельствах могла бы выглядеть абсолютно иначе... С оставшимися идеями поступал просто, все, что не использовал, я никогда не хранил.

Может, только за исключением наиболее удачных, которые как «заноза» врезались в память. Но рано или поздно я расставался и с ними, если их время проходило или не было смысла какое-то событие сохранять в моих «Хрониках ХХ века».

Идея этого плаката о локальном ближневосточном конфликте остается по-прежнему актуальной из-за нескончаемых «мирных» инициатив демократического Запада по всему миру... Только бери меняй место и время... и плакат готов.
More products
О НАС
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НИХ
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПОКЛОНЕНИЕ
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ФАШИЗМ
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
УГРОЗА
Наверное, есть в моих плакатах некоторые художнические шероховатости. Но меня никогда особо не занимало в работе чисто художническое «как», основной упор я всегда делал на содержании «что». Если честно, то мне доставляет большее удовольствие просто создавать идеи, выдумывать нечто новое, и не обязательно относящееся к искусству... Наверное, я фантазер, которого обстоятельства жизни вынудили стать художником.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НЕНАВИСТЬ
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda