О НАС
ПЕРЕСТРОЙКА
Хроники ХХ века
1981-1996
Никаких конспирологических подоплек
в моих работах не было и нет,
притягивать же за уши свое предположение
будет полным бредом.

Игорь Аксёнов
ПЕРЕСТРОЙКА, 1987
О «перестройке» можно было бы говорить долго... Но сказать-то, собственно, и нечего. Ну как можно говорить о том, чего не было. Никак. Было нечто иное – «Имитаторы умеют только имитировать бурное действие...

Посеяв семена раздора в наше историческое прошлое, то ли по глупости, то ли по подсказке, они в итоге добились развала всего...

Едва наросла на нашу тысячелетнюю историю, еще далеко не жизнь, а только лишь мечта, а ее по живому в стружку, на свалку – непознанную и неосознанную идею, скованную цитатами из классиков, замутненную «изысками» идеологического скудоумия... И какая-то ненависть и злоба к советскому – «совки»...

И уж совсем шизофрения, «коммунизм – это фашизм»... И опять к нам эмиссары и доморощенные на их деньги «комиссары в пыльных шлемах» – «рашка»».

Не думайте, будто это мое больное сознание или распоясавшееся воображение.

Это подслушанные мною мысли современников «перестройки» и ее последствий... Они были высказаны на таком непосредственном языке, что мне их пришлось отцензурировать до литературного, прежде чем воспроизводить здесь.
More products
More products
ДО ОТВАЛА, 1991
В большинстве случаев я использовал в плакатах свои фотографии. Над некоторыми пришлось попотеть, добиваясь задуманного идеей «звучания». В редких случаях удавалось уложиться в несколько десятков снимков, обычно их были сотни...

Выбор же одной, той самой, требовал абсолютного терпения и времени... И осуществление, казалось бы, простой идеи превращалось в дилемму между «сделать» или «плюнуть».

Никогда не прибегал в сюжетах своих плакатов к сарказму, но то, что происходило, вызывало у окружающих меня людей такой разлад в сознании, что я счел иронию лучшим инструментом для сохранения их рассудка. А ведь как нас красиво подловили, таких образованных и чистеньких, правда говорят, что облапошенных коммунистической пропагандой...

А тут никакой идеологии, сплошная правда-матка жизни. Колбаса?

Да ерунда – сто сортов колбасы, «до отвала»! Не правда ли, очень простая и возвышенно-вдохновляющая тело и дух идея. Перевернувшая всех с ног на голову...

А те, кто до 1991 года стоя на голове заводил страну в тупик, по обыкновению перевернулись и оказались у власти, денег и благ...
More products
More products
ГЛАСНОСТЬ, 1990
Идея гласности, недолго просуществовав, превратилась в основном в перетряску старых «грязных простыней»...

В практически неограниченную свободу фальсификаций, а не в поиск истинных истин. И из этого замкнутого круга некоторым выйти трудновато по сей день... Эмоции сильная вещь. А ведь как все начиналось... Никому и в голову не приходило, что будут рвать исторические советские одежды с беззащитной в это время... Родины.

Походя устроив вселенское самобичевание, с каким-то мазохистским наслаждением и остервенением осудив еще и существование «товарищей» и их непознанную идеологию, предав их и недалекое прошлое анафеме. И что, ныне «господа», полегчало?.. Кстати, неужели можно, восстановив в правах патриотизм, считать его национальной идеей или веру в рай после... высшей целью?

А что есть такие народы, где патриотизма нет, он, вообще-то, нормальное нравственное, социальное чувство, стержень государства. На мой взгляд, «гласность», в какие бы цвета ни красилась, просто современный инструмент «бузы»...

Я как-то спросил у одного очень старого знакомого, борца с засильем идеологии – ну и как, ты счастлив?..

Знаете, он стоял и тщательно что-то перебирал в уме, а потом сказал – не знаю, вроде бы есть все, а чего-то главного не стало...
More products
НОВАЯ АРЕСТОКРАТИЯ, 1991
Как-то быстро и организованно, как на стометровке, все было растащено по карманам. На старт первичного накопления капитала вышли явно хорошо подготовленные «спортсмены». Чем же закончилось дело? Нет созданной невероятным трудом и жертвами сверхдержавы, одной из двух, нет и накопленного предыдущими поколениями...

Теперь же народившаяся таким образом элита пытается преподнести свою сумасшедшую исключительность в образе новой русской аристократии. Но самое глубокое заблуждение этой аристократии о собственной исключительности заключается в том, что от снисхождения к «быдлу» и барских замашек пованивает холопским сознанием.

Это не аристократы, это просто очень богатые люди, успевшие, а не успешные, у которых не было, да и не может быть высоких целей на благо отечества... И трудно всерьез представить эту новую российскую аристократию возглавляющей народ или хотя бы себя в борьбе за будущее отечества... Так думал в лихие 90-е не только я, многие...

Этот плакат о тех, кто вовремя подсуетился с дележкой лакомого пирога, именуемого Советский Союз, а не о тех, кто позднее совершенно искренне взвалил на себя рабский труд частного бизнеса.

Мне по-человечески повезло. Те, с кем я тогда работал, кому помогал, создавая фирменный стиль их бизнеса, оказались людьми порядочными, не утратившими человеческих отношений с другими.
ОДИН НА ВСЕХ ВСЕ НА ОДНОГО, 1992
Стояли в очередях в читальном зале, собирали по друзьям и знакомым макулатуру, чтобы вместе с мушкетерами Дюма, встав на цыпочки, постараться дорасти до «один за всех и все за одного!». У кого-то получилось, а кто-то ростом не вышел...

Но этот романтизм оказался не вечным под луной.

Спасибо тем, кто не жалея живота карабкался наверх, подличая и геройствуя, и таща, таща нас за собой в рай для себя... Нас, видимо, на заклание... Колбаса и туалетная бумага, и свой мерседес, не у кого-то, а свой, помутили кому-то из нас рассудок...


И невидимая рука рынка толкнула нас во все тяжкие конкуренции, за все и вся, хрясь, хрясь, по головам, по душам... А ведь главное, что утаили вожаки в светлое завтра, это «альфу и омегу» рыночной экономики – «кто владеет информацией, тот владеет миром». Они-то владели...

А то, что каждый должен будет самостоятельно заботиться о своем месте в жизни, и то, что, не вписавшись в рынок, любой из нас накопит высокую вероятность передать свою неблагополучность потомкам...

Мы ведь не знали, не владели информацией...

О чем и есть этот плакат, о том, как мир из полного надежд превратился в мир, полный пинков...
More products
ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ, 1992
Не верю и не люблю, когда говорят, что все хорошо или все из рук вон плохо. Все черное или все белое...

Человеку, не знаю почему, но проще и «комфортней» из всего многообразия взаимопроникновений добра и зла выбрать под свое настроение какую-нибудь одну маленькую черту или пятно, крайность в чем-то или ком-то, и начать городить «милую сердцу» теорию...

И до такой степени абсурдную, что иных невозможно воспринимать ни с позиций здравого смысла, ни с позиций хоть какой-то логики. Наша психология тонкая вещь, однако легко управляемая самим собой или соседом, пропагандой или рекламой...

Прошло всего несколько лет с тех пор как я постарался привлечь плакатом внимание к одной неоднозначной «личности в истории» Советского Союза, так подвернулась и другая. Но увы, последняя.

Не мудрствуя, я решил в композиции использовать тот же символ, «знак вопроса», но наполнив его уже другим содержанием.

На место точки в знаке я рассматривал две кандидатуры – герб СССР и последнего генсека КПСС.
ИЗМ, 1990
И вроде бы всем понятно, что для сохранения идеи в свежести ее нужно постоянно совершенствовать относительно времени, придавая ей постижимое народом направление, а не «замораживать» ее как данную свыше веру, непостижимую для простых смертных и брошенную на самотек партийных жрецов-прожектеров...

Иначе я не понимаю, в чем философский смысл таких понятий, как «тактика» и «стратегия», при построении будущего. Но как-то у нашей последней советской элиты от обилия слов случился философский запор...


Нас просто-напросто утопили в океане словоблудия...

И «паства» разбежалась... Все-таки в воздержании что-то есть, помимо высвобождения сил и времени для дел. Есть возможность семь раз отмерить, прежде чем резать. Сначала я хотел обыграть в сюжете тему «рыба гниет с головы».

Тем более, что ее продолжение вполне соответствовало происходящему с нами – «а начинают чистить ее с хвоста». То есть с нас...

Но остановился в итоге на «персте указующем», вечно куда-то манящем...
More products
О НИХ
Хроники ХХ века 1981-1996
ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ДРУГИЕ СЕРИИ О НАС
ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение...

С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов».

Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ?
Идеями для плакатов послужили реальные события или мысли и настроения людей – я только слушал... несколько вопросов и все, иногда так можно узнать гораздо больше, нужно лишь проявить терпение... С их художественной интерпретацией можно спорить, соглашаться или нет. Кто как хочет, и кому какие милее умозаключения из фактов, а они могут быть диаметрально противоположными. Такова природа человека.

У эмоций есть обыкновение бежать впереди здравого смысла... и вроде бы это неплохо, особенно для людей творческих, но до тех пор, пока из настроения не делают теорий и «оргвыводов». Проще простого, сидя в теплых тапочках в уюте современных технологий благополучия, рассуждать о том, что было десятилетия или минуты назад не с тобой...

И еще. Никаких конспирологических подоплек в моих работах не было и нет, притягивать же за уши свое предположение будет полным бредом.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
НАША ПОБЕДА
В работе над идеями плакатов мне очень редко приходилось сталкиваться со светлыми проявлениями цивилизации. В основном речь шла о ее темной стороне. И, честно говоря, не хотелось, чтобы вся эта мерзость досталась моим и не только моим потомкам. Это и было основным импульсом для меня.

В каждом плакате я ставил задачу-минимум – постараться растормошить разум и чувства для понимания того, о чем идет речь, а не затем, чтобы кого-то куда-то призывать и тащить. Что из этого вышло – не знаю. А слава и популярность – это для тех, кто знает, что с ней делать, какую извлечь выгоду...

В тревожных сумерках сегодняшнего дня мелькает, однако, улыбка надежды. Надежда в том, что род человеческий тяготеет к единству, и это, очевидно, главный тренд, пробившийся сквозь тотальный террор Второй мировой войны, сквозь судорожную враждебность Холодной войны. Единство человеческого рода победит и нынешние политические алогизмы, смысл которых – в навязывании миру иерархии «высших», «низших» и «вообще ненужных».
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Я, несмотря на «свежий» ветерок новомодных либеральных взглядов, все-таки не являюсь сторонником «если бы да кабы» в истории прошлого, да и настоящего тоже. Не думаю, что такое «гудение» сдвинет «наш паровоз» в будущее... Я предпочитал вчера, предпочитаю сегодня и в будущем придерживаться простого правила – быть не на чьей-то стороне, а на стороне здравого смысла и, по возможности, фактов «по свежим следам»...

Все последующее «копанье» представляется мне как выкрутасы эмоций, даже если и есть в этом смысл.
ВСЕ ПЛАКАТЫ
ПОБЕДЫ И ВЫЗОВЫ
Главное, что удалось понять, работая над плакатами, это то, что если творчество не способно разбудить мысли и чувства у самого создателя, то ни о каком искусстве речи вообще не может быть. Лишь его имитация... И если плакат трудно связать с какими-то «звуками» жизни, то он, в общем-то, становится невидимым. Он есть и его нет – более грустной картины о выброшенной на ветер частичке души художника трудно придумать... Из пустого в порожнее...
ВСЕ ПЛАКАТЫ
Copyright 1981-2024 Игорь Аксёнов   https://t.me/AkcArtForU
Все фото и видео материалы принадлежат автору Аксёнову Игорю и защищены международным авторским правом. Все фотографии, тексты и описания не подлежат копированию без согласия автора
Made on
Tilda